Уголь тронулся, господа присяжные заседатели
Уголь тронулся, господа присяжные заседатели
Тема вытеснения углем вывоза высокопередельной продукции по ЖД на восточном направлении нашла активный отклик в правительстве. Глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил первому вице-премьеру Андрею Белоусову о проблемах с вывозом продукции с высокой добавленной стоимостью – черных металлов, удобрений, алюминия и сжиженного углеводородного газа (СУГ).
🔹Причины – ограниченная пропускная способность ЖД-путей, а также приоритет доставки угля. При этом ВДС угля – 2,5 тыс. рублей за тонну. Это в 4-25 раз меньше, чем у высокодоходных грузов.
🛑 С прошлого декабря по февраль из Кемеровской и Иркутской областей не вывезено примерно 1,5 млн тонн продукции с ВДС. Потери составили несколько десятков миллиардов рублей.
Минэкономразвития предлагает:
⁃ установить приоритет вывоза высокодоходных грузов перед углем
⁃ поменять для этого временные правила РЖД
⁃ пересмотреть план-график вывоза угля на экспорт в восточном направлении
Белоусов поручил Минэкономразвития представить предложения по вопросу до 3 апреля.
Мария Никитина, к.э.н., основатель проекта N.trans Lab, ведущий эксперт по транспортной логистике обратила внимание на важность критериев приоритетности грузоперевозок.
Один из важнейших факторов – технологичность грузоперевозок: расписание, укрупнение отправок, технологичность погрузок и выгрузок, наличие инфраструктуры отправки и приема, обеспеченность транспортным оборудованием.
Далее идут критерии отраслевой эффективности для экономики страны. Для простоты возьмем ключевые:
▪️доля металлургии в ВВП страны составляет 5%, доля угля 1%.
▪️число занятых в металлургии - 0,8% от общего числа занятых в стране, а в угледобыче - 0,2%.
▪️потери металлургов в 2022 году насчитывают около $9 млрд, в то время как прибыль угольных компаний растет.
▪️доходная ставка РЖД от перевозок металлов в 3,4 раза выше, чем от перевозок угля.
▪️объем перекрестного субсидирования угля другими отраслями экономики составляет около 300 млрд рублей в год.
Так почему же не согласиться с министром экономического развития Максимом Решетниковым в том, что уголь должен уступить место металлам в проезде по дефицитным направлениям?
Я бы также добавила показатель производительности труда как критерий долгосрочной социальной значимости той или иной отрасли и груза. Здесь уголь также проигрывал бы металлургии. Но и представленных выше данных вполне достаточно, чтобы выбор в пользу высокодоходных грузов и грузов с высокой добавленной стоимостью был очевиден.