8 (800) 500-45-72
ЗВОНОК ПО РОССИИ БЕСПЛАТНЫЙ!

Труба зовет: сага о трубах большого диаметра.

 


 



Труба зовет: сага о трубах большого диаметра.

Освоение нефтегазовых богатств Западной Сибири было технологически непростым процессом. Даже при более простых технологиях возникало немало проблем, прежде всего – в самих трубах. Об этом рассказывает статья Надежды Замятиной, замгендиректора Института регионального консалтинга.

Задача производства труб систематически проваливалась аж до конца XX века. Только в 1998-1999 годах - когда после дефолта промышленность пошла на подъём, а импортные закупки при выросшем курсе доллара стали невыгодны - "Газпром" озвучил проблему предельного износа нефте- и газопроводов и призвал крупнейшие металлургические заводы России организовать собственное производство нефтегазовых труб диаметром 1420 мм.

Тогда на базе Нижнетагильского металлургического комбината (ныне - "Евра НТМК") было решено построить завод. Но проект так и не был реализован, что часто связывают с уходом Рэма Вяхирева с поста руководителя "Газпрома".

Позднее "Северсталь" и ОМК приняли решение о создании альтернативного проекта под названием "Альянс-1420". Так, Выксунский металлургический завод (входит в ОМК Анатолия Седых) первым в России в 2005 году начал выпуск одношовных прямошовных труб диаметра 1420, организовав в партнёрстве с "Северсталью" цепочку производства "от руды до трубы".

Параллельно выпуск налаживали ещё на нескольких предприятиях. В 2006 году был запущен Ижорский трубный завод, принадлежащий "Северстали". В 2010 году к ним присоединился Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ, ныне входит в ТМК). К 2015 году было модернизировано производство труб на Волжском трубном заводе, а позже был запущен Загорский трубный завод.

К 2018 году отечественные производители заняли уже 100% рынка труб большого диаметра, появился и экспорт труб. Например, в 2020 году "Северсталь" поставляла ТБД в США.

При этом в последние годы речь идёт уже о переизбытке мощностей, жёстко зависящих от заказов "Газпрома". Сужается мировой рынок труб для нефтегазодобычи, что связано с сокращением инвестиций в отрасль. Кроме того, сама технология сварки труб большого диаметра перестала быть на фоне развития других технологий столь уж высокой.

История повторяется с освоением новых проектов – например, шельфовых, а также в принципиально новом для нашей страны высокоширотном производстве СПГ в проекте "Ямал-СПГ", где снова реализована модель "трубы в обмен на газ", только роль труб играют уже другие технологии, а попытки наладить у себя аналогичное производство (проект "Арктический каскад") знакомо теряет в качестве.

К сожалению, идея импортозамещения и сегодня довольно сильно напоминает очередную идею, которая должна всех спасти, но не продуманную и не просчитанную. Если уж и замещать, то придётся заново, буквально с чистого листа строить экономическую модель, адекватную текущей ситуации, а история с трубами большого диаметра должна быть тому предостережением.

LAZERCUTTING - ТОЛЬКО НАСТОЯЩЕЕ ЖЕЛЕЗО!